Делириум, Лорен Оливер

Антиутопия в любом случае должна быть пугающей. Жуткой. Неприятной. Общество должно быть в ней до боли узнаваемым, с каким-то пороком, доведенным до абсолюта, который превратил бы этот мир в антиутопию. Тогда и только тогда всё это имеет смысл. «Делириум» же ванильно-сахарный. Держится на нелепом романтизме о запретной любви, но не к кому-то конкретному, а просто запретной.

Но ни живенькие герои, ни старательные описания, ни общая внешняя красота картонных декораций, созданных автором, не спасает от простого вопроса — что за нафиг происходит в этом мире? Если я, оглядываясь на окружение, не могу представить себе ситуацию, в которой бы человечество дошло до описываемого антиутопичного мира, я не буду от этого мира содрогаться, я буду над ним недоумевать. В «Делириуме» слишком сложная тема должна быть взята на веру без всяких обоснований. Отсутствие любви как способ контроля... окей, а дальше что? А дальше — ничего.

В теории это практически приторно-прекрасно. Мир без любви, где двое влюбленных подростков борются друг за друга против безжалостной системы. Лорен Оливер старательно нагнетает атмосферу, вырисовывает чувства и играет на контрастах. Её мир апатичный, сухой, устарелый и безнадежно-безнадежно картонный. Я верю в то, каким общество стало, лишившись любви. Лишившись всех основных сильных эмоций, так как именно любовь их порождает. Но я не верю в то, что общество стало таким. Мне непонятно, что нужно было сказать или сделать, чтобы убедить миллионы любящих и любимых людей отказаться от своих чувств. Нет никаких оправданий этому в мире, где страстные эмоции то и дело захлестывают нас.

Я читала книгу давненько, ещё в те времена, когда «Делириум» не был издан у нас. И сейчас, когда надо бы со второй частью ознакомиться (я все ещё лелею надежду об обоснование), я практически не помню первую. Да, был там романтический пафос, максимализм героев, красивые описания и безнадежный конец, только вспоминается это не как нечто чувственное, а как сухая констатация фактов, потому что мира я не помню, потому что я его не прочувствовала. А ещё, хоть убейте, там был весомый слой ванильности.

В заключение, срочно важным пунктом записываем в «100 правил Деспотичного Общества»: никогда, повторяю, никогда не проводить для контроля над гражданами операции, которые возможно проводить только на тех, кто достиг совершеннолетия. А то развилось тут подростков-спасателей. Я серьезно, именно так — развелось. Это уже n-ная история, в которой автором для героев оставлена такая очевидная лазейка. Сложных путей мы не ищем.